Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Шрифт: Arial Times New Roman

Показывать изображения и видео Да Нет

Свернуть настройки
30 сентября 2022

Отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты города Тобольска за 2021 год

I. Основные направления деятельности

Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты города Тобольска за 2021 год подготовлен на основании требований статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьи 41 Устава города Тобольска, статей 5, 12 и 22 Положения «О Контрольно-счетной палате города Тобольска», утвержденного решением Тобольской городской Думы от 27.12.2005 №44.

Отчет содержит характеристику результатов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, основные виды выявленных нарушений и меры, направленные на их устранение, осуществления бюджетного процесса и организации системы управления муниципальной собственностью. В отчете отражены результаты иной деятельности, направленной на повышение эффективности работы Контрольно-счетной палаты, качества ее межведомственного и межмуниципального взаимодействия, а также задачи на 2022 год.

Основными задачами Контрольно-счетной палаты, как органа внешнего муниципального финансового контроля, являются: контроль за реализацией бюджетного процесса в городе Тобольске, контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, контроль за законным и эффективным использованием средств бюджета города и муниципального имущества.

Организация деятельности основывается на принципах законности, объективности, независимости, открытости и гласности.

Деятельность Контрольно-счетной палаты города Тобольска в 2021 году осуществлялась в соответствии с планом работы на 2021 год, утвержденным приказом председателя от 14.12.2020 №60, в который включены мероприятия по обеспечению контрольной, экспертно-аналитической деятельности с учетом полномочий и направлений деятельности Контрольно-счетной палаты, с целью осуществления предварительного и последующего контроля.

В рамках предварительного контроля проведено экспертно-аналитическое мероприятие по контролю за составлением проекта бюджета города Тобольска на очередной финансовый год и на плановый период, подготовка заключений по проекту решения Тобольской городской Думы о бюджете города. Проводились поквартальный анализ исполнения бюджета города Тобольска, оценка и проверка вносимых изменений и дополнений в бюджет города, в результате подготовлены заключения на проекты решений Тобольской городской Думы по исполнению бюджета города за I квартал, I полугодие, 9 месяцев 2021 года, а также о внесении изменений и дополнений в бюджет города на 2021 год. Осуществлялись другие экспертно-аналитические мероприятия по обращениям Главы города и Тобольской межрайонной прокуратуры.

Проведение внешних проверок годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, отчета об исполнении бюджета города за 2020 год; проверок законности и результативности (экономности и эффективности) расходования бюджетных средств; проверок соблюдения установленного порядка управления, распоряжения, учета и обеспечения сохранности муниципального имущества; осуществление аудита закупок; реализовывались в рамках мероприятий по проведению последующего контроля.

Проверки Контрольно-счётной палаты, кроме исполнения полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю, ориентированы на оказание практической помощи должностным лицам объектов проверок в части правильного ведения бухгалтерского учёта, составления бюджетной отчётности, формирования и ведения бюджетных смет и планов финансово-хозяйственной деятельности, соблюдения требований федерального и регионального законодательства при расходовании бюджетных средств, использовании муниципального имущества, земельных ресурсов, организации закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд.

II. Контрольная деятельность Контрольно-счетной палаты

За 2021 год Контрольно-счетной палатой проведено 23 контрольных мероприятия, в том числе:

1) 9 комплексных проверок (объекты проверки – отраслевые органы Администрации города, казенные и автономные учреждения, муниципальное унитарное предприятие);

2) 14 тематических проверок, из них:

- 11 - по проверке годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2020 год,

- 1 проверка законности и эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг (в части муниципальных контрактов на строительство центра спорта и отдыха «Тобол»),

- 1 проверка законности и эффективности использования бюджетных средств при реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда,

- 1 проверка выполнения предписания по ранее проведенной проверке в муниципальном унитарном предприятии.

В рамках контрольных мероприятий проведены также 8 инвентаризаций, 82 обследования.

Объем проверенных средств (без учета внешней проверки отчета об исполнении бюджета города и проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов) – 1 554 548 тыс.руб., проверенного муниципального имущества стоимостью 279 260 тыс.руб..

Обнаруженные в ходе проверок нарушения, замечания, недостатки подлежали систематизации в соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля) (утвержден Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, является единым для контрольно-счетных органов всех уровней).

Общие (сводные) показатели по установленным нарушениям согласно актов проверок, проведенных в 2021 году, следующие (в разрезе групп Классификатора):

- при планировании бюджета – 165 026 тыс.руб. (количество нарушений – 16),

- в ходе исполнения бюджета – 54 024 тыс.руб. (в количественном выражении – 109),

- в части ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности – 119 131 тыс.руб. (в количественном выражении – 126),

- в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью – 21 227 тыс.руб. (количество нарушений – 57),

- при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 409 тыс.руб. (количество выявленных нарушений – 39),

- нецелевое использование бюджетных средств – не выявлено,

- иные нарушения – в количестве 9.

Кроме того, по результатам проверок выявлено нарушений и недостатков в части эффективности (результативности) использования средств на сумму 15 844 тыс.руб. (в количественном выражении – 11).

При проведении проверок Контрольно-счетная палата использует современные инструменты контрольной деятельности. Аудит закупок, а также аналогичные мероприятия в отношении закупок отдельными видами юридических лиц, в 2021 году осуществлялся в составе 8 комплексных и 2 тематических контрольных мероприятий, а также 3 экспертно-аналитических мероприятий. Мероприятия с элементами аудита эффективности в прошедшем году проведены в составе 11 контрольных мероприятий, а также 1 экспертно-аналитического мероприятия.

В 2021 году по результатам проверок составлено 23 акта, вынесено 8 представлений и 4 предписания.

В течение 2020 года устранено нарушений на сумму 266 430 тыс.руб. (с учетом нарушений по мероприятиям, проведенным в предшествующих отчетному периодах), в том числе:

- взыскано – 2 101 тыс.руб.,

- исправлено путем бухгалтерских проводок (восстановлено в учете, принято к учету, списано) – 49 611 тыс.руб.,

- исправлено путем принятия НПА, подтверждения расходов – 214 717 тыс.руб.

В течении года, по состоянию на 01.01.2021 снято с контроля 6 представлений и 5 предписаний.

Материалы всех проверок направлены Главе города, в отраслевые органы Администрации города, а также в соответствии с заключенным Соглашением – ежеквартально в Межрайонную прокуратуру.

В 2021 году в целях принятия незамедлительных мер прокурорского реагирования (п.8. ст.16 Федерального закона №6-ФЗ) материалы 10 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлены в Межрайонную прокуратуру. Из них:

- 5 материалов (заключения по итогам 5 экспертно-аналитических мероприятий) – исполненные по поручению Межрайонной прокуратуры,

- материалы 5 проверок, содержащих признаки административных правонарушений, включая материалы 1 проверки для принятия мер прокурорского реагирования.

В Администрацию города, в отраслевые органы Администрации города направлено 38 информационных писем о результатах проверок, вынесенных предписаниях и представлениях, необходимости внесении изменений или дополнений в нормативные правовые акты, предложениях о принятии мер по результатам проверок, в том числе дисциплинарного характера.

По результатам рассмотрения материалов проверок и информаций изданы правовые акты, проведены служебные проверки.

К дисциплинарной ответственности привлечено 17 должностных лиц.

В 2021 году Контрольно-счетной палатой составлено 3 протокола по привлечению к административной ответственности за нарушения в соответствии с КоАП РФ по ч.2 ст.15.15.7 «Нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

В результате – по постановлениям мировых судей в 2021 году приняты решения о привлечении к административной ответственности должностных лиц по двум составленным протоколам: при этом указанными решениями трем должностным лицам назначен штраф по 10 тыс.руб..

В отчетном периоде при проведении 5 контрольных мероприятий выявлены факты нарушений, имеющих признаки административных правонарушений, связанных с несоблюдением требований законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также в сфере лицензирования деятельности, и предусмотренных ч.1.4 ст.7.30, ч.4 и ч.5 ст.7.32.3, ч.2 ст.19.20 КоАП РФ (с не истекшим сроком привлечения к административной ответственности). По материалам 3 проверок уполномоченным органом возбуждено 3 дела об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 3 должностных лица (назначены штрафы на общую сумму 19 тыс.руб.).

Информации о контрольных мероприятиях в текущем режиме рассматривались на заседаниях Тобольской городской Думы и на заседаниях постоянных депутатских комиссий.

Контрольные мероприятия проводились в 2021 году в виде:

- комплексных проверок (мероприятий, при которых проверяются одновременно большинство направлений финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, операции со средствами бюджета города и с муниципальной собственностью),

- тематических проверок (мероприятий, проводимых по конкретным вопросам деятельности объекта проверки, использования им бюджетных средств и (или) муниципальной собственности, администрирования доходов), включая внешние проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

1. Контроль за законностью и результативностью (эффективностью и экономностью) использования бюджетных средств

Основная цель значительной части проводимых в прошедшем году проверок - контроль за законностью и результативностью (эффективностью и экономностью) использования бюджетных средств. В 2021 году проверки расходования средств произведены в составе:

- комплексных контрольных мероприятий в Департаменте по культуре и туризму Администрации города Тобольска, в МАУ «Организационно-аналитический центр», в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №20», в МУП «Паритет», в МАУ ДО «Детская школа искусств имени А.А. Алябьева», в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №14», в МКУ г. Тобольска «Управление административно-хозяйственного обслуживания», в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов», в Департаменте градостроительства и землепользования Администрации города Тобольска;

- тематических контрольных мероприятий в МУП «Дом радио» (проверка выполнения предписания), Департаменте городской среды Администрации города Тобольска (проверка законности и эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг, в части муниципальных контрактов на строительство центра спорта и отдыха «Тобол»), в Департаменте имущественных отношений Администрации города Тобольска (проверка законности и эффективности использования бюджетных средств при реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда).

Основные итоги проверок, включая основные выявленные нарушения в части расходования средств, следующие:

1.1. Нарушения трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, связанных с оплатой труда и трудовыми отношениями:

- в части неправомерного определения размера заработной платы, надбавок компенсационного характера (за интенсивность работы, сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни и другие);

- при проверках выявлены случаи определения размеров премий и стимулирующих выплат некоторым категориям работников при отсутствии установленных критериев оценки эффективности их профессиональной деятельности, с применением несоответствующих критериев премирования, за невыполнение установленных показателей премирования, а также в сверх установленных размерах; при отсутствии обоснований (без указания конкретных оснований) для премирования, а также при отсутствии оснований для снижения размера премии; не предусмотренные Положением о поощрениях;

- представляемые в отдельных случаях для премирования документы не позволяют проверить обоснованность определения конкретного размера премий и стимулирующих выплат; исходя из текстов приказов о выплате премии за выполнение особо важных и срочных работ невозможно оценить использование средств субсидии на предмет эффективности и результативности; отсутствуют конкретные основания для премирования в виде достижения определенных показателей, их состав и числовые значения;

- предоставления единовременных выплат работникам (без решения наблюдательного (управляющего, попечительского) совета, с превышением установленного размера, при отсутствии в Положении об оплате труда оснований, параметров и механизмов дополнительного премирования, с учетом некорректного составления ходатайств), приведшего к неэффективному и необоснованному расходованию средств субсидий;

- ненадлежащее формирование протоколов заседания наблюдательного совета по премированию работников, которые содержат информацию о размере премии работникам в фиксированной итоговой сумме, при этом данные о выполнении конкретных показателей, являющихся основанием для определения размера премии, отсутствуют;

- выплачивались премии без рассмотрения комиссией по распределению фонда стимулирования, только на основании приказа директора;

- выявлен факт отсутствия порядка (регламента, положения) работы комиссии по премированию определяющий полномочия, состав, критерии, влияющие на принятие решения о размере премии;

- Положением о премировании учреждения не установлены количественные и качественные показатели и критерии по каждому виду стимулирующих выплат;

- выявлено наличие противоречий и несоответствий в Положении о системе оплаты и стимулирования труда учреждения в части определения размеров стимулирования (премирования): отсутствуют данные о размере баллов за выполнение показателей для осуществления премирования, так же отсутствует стоимость одного балла или размер премии по каждому показателю, также имеет место быть не единообразный подход к оцениванию показателей эффективности и результативности труда работников по одинаковым должностям; отсутствием порядка оформления, содержания ходатайств руководителей, протоколов Комиссии;

- в Положении об оплате труда имеет место неопределенность в вопросе выплаты премии за выполнение особо важных и срочных работ, за увеличение объемов работ; отсутствует утвержденный перечень особо важных и срочных работ, а также параметры, позволяющие определить, что отнесено к заданиям особой важности;

- в части соответствия Коллективного договора, Положения об условиях оплаты и стимулировании труда Учреждения и Положения о комиссии по премированию работников действующему законодательству, требующие внесения в них изменений, в т.ч. по причинам наличия противоречий, которые могут привести к возникновению конфликта интересов трудового коллектива;

- установление системы оплаты труда работников без учета рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей;

- установление размера гарантируемой оплаты труда работников Учреждения;

- замечания по установлению окладов за работу, требующую одной квалификации, выполняемой в равных условиях и характеризующейся идентичным набором трудовых обязанностей, не равным образом;

- не предоставление работникам дней отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни;

- в части своевременности извещения работников о составных частях заработной платы, оформления, порядка выдачи и вида расчётных листков, а также доведения до работников графиков сменности;

- в части правильности ведения первичной учетной документации, включая учет отработанного времени, расчет среднего заработка и др. (личные карточки, табеля, иные унифицированные формы);

- в части своевременности ежемесячной выплаты заработной платы работникам, а также соблюдения сроков выплаты сумм, причитающихся работнику при увольнении и при очередном отпуске;

- не соответствие трудового договора работника (в части критериев оценки при премировании) Коллективному договору и Положению об оплате и труда в части отражения в них стимулирующих выплат (премий) и единовременных выплат, а также не включение в трудовые договоры работников обязательных условий.

1.2. Нарушения при исполнении муниципальных контрактов на выполнение работ (оказание услуг), а также осуществлении учета:

- нарушение сроков выполнения работ, а также нарушение условий выполнения контрактов;

- нарушения условий и сроков оплаты оказанных услуг, выполненных работ, предусмотренных условиями договоров порядка формирования актов оказанных услуг;

- имеются случаи оплаты ранее установленного срока, т.е. произведен авансовый платеж, не предусмотренный условиями договора;

- установлены отдельные недостатки по качеству выполненных работ;

- произведена оплата технического обслуживания, ремонта, содержания имущества, не числящегося на балансе учреждения (оборудования, связанного с пожарной сигнализацией, тревожной сигнализацией, системой видеонаблюдения, иного имущества);

- результат работ по ремонту объекта основных средств не отражен в бухгалтерском учете;

- произведены расходы по демонтажу не числящегося по данным бухгалтерского учета объекта (ограждения), отсутствует акт списания ограждения после демонтажа, фактически произведена установка нового ограждения;

- в рамках предоставления услуг по изготовлению информационного стенда фактически приобретено основное средство - информационный стенд, также расходы по оплате услуг отнесены на несоответствующую статью бюджетной классификации;

- нарушение уставных целей учреждения при заключении и исполнении договоров на погрузо-разгрузочные работы, а также условий данных договоров при их исполнении;

- установлен факт заключения муниципального контракта на выполнение работ по сносу аварийного жилого дома при отсутствии распоряжения о списании и исключении имущества из реестра муниципальной собственности и состава муниципальной казны;

- подрядчиком допущена просрочка выполнения работ по контракту, нарушены сроки предоставления документов (КС-3), а также подрядчиком не предоставлено продление срока действия банковской гарантии;

- после выполнения работ по объекту по итогам осмотра фактически выполненных работ в рамках исполнения контракта имеются дефекты и замечания, свидетельствующие о неполном и некачественном выполнении работ.

1.3. Нарушения, связанные с приобретением и списанием горюче-смазочных материалов:

- установление норм расхода ГСМ с нарушениями (при установлении срока действия зимних надбавок, при расчете нормативного значения расхода ГСМ);

- нарушения при проведении контрольных замеров расхода топлива;

- нарушения в части заполнения путевых листов и отражения обязательных сведений и реквизитов (сведений о фактах хозяйственной жизни);

- нарушения при формировании актов передачи служебного автомобиля (при передаче от одного водителя другому).

1.4. Нарушения при проверке расходования средств на питание:

- нарушение в расходовании средств (расхождение с данными проверки);

- не оплачены в полном объеме услуги по организации питания;

- нарушение учета экономии бюджетных средств, сложившейся в связи с пропусками занятий учащимися;

- комиссией по контролю за организацией и качеством питания (бракеражной комиссией учреждения) не проводились проверки качества, объема и выхода приготовленных блюд, их соответствия утвержденному меню, соблюдения санитарных норм и правил, ведение журналов учета сроков хранения и реализации скоропортящихся продуктов, с составлением актов, справок, протоколов по итогам проверок;

- отсутствие в Учреждении надлежащего контроля при сверке взаимных расчетов и оплате услуг по организации питания;

- нарушения в расходовании средств на организацию бесплатного горячего питания обучающихся: имеются случаи как переплаты, так и задолженности перед поставщиком за оказанные услуги; выдача «сухого пайка» категории обучающихся, не предусмотренной локальными правовыми актами; расходы на питание обучающихся на период учебных сборов, не предусмотренные расчетами (обоснованиями) к соответствующему соглашению на предоставление субсидии;

- отдельные нарушения в бухгалтерском учете операций (не отражена дебиторская и кредиторская задолженность, и др.).

1.5. Нарушение условий предоставления субсидии на иные цели подведомственному автономному учреждению:

- без указания причины возникновения потребности в выделении финансовых средств;

- не подтверждена потребность в предоставленной субсидии на ремонт ограждения, отсутствуют соответствующие обоснования, расчеты;

- несвоевременно подписаны отчеты о расходах, произведенных за счет субсидии, несвоевременно отражены данные в регистрах бухгалтерского учета;

- не корректно указан вид цели в предмете соглашения предоставления субсидии на иные цели на ремонт помещения;

- субсидия на ремонт предоставлена при ненадлежащим образом оформленных локально-сметных расчетах;

- в процессе выполнения ремонта в локально-сметный расчет вносились изменения без согласования с главным распорядителем бюджетных средств;

- не отражены в инвентарной карточке сведения о проведенном текущем ремонте.

1.6. Прочие нарушения

- нарушение по расчетам с подотчетными лицами, в части возмещения расходов, на служебные командировки, имеются факты возмещения командировочные расходы, не предусмотренные локальными документами или не возмещения командировочных расходов.

Значительная часть нарушений и недостатков в части расходования бюджетных средств, выявленных при проверках в 2021 году на момент подготовки настоящего отчета устранена.

Необходимо отметить, что последние годы прослеживается общая тенденция на укрепление финансовой дисциплины участников бюджетного процесса (особенно главных распорядителей бюджетных средств), однако имеют место быть выявляемые при проверках в 2021 году повторяющиеся нарушения: нарушения при начислении и выплате заработной платы; нарушения, связанные с заключением и исполнением договоров, расходованием топлива; нарушения при расходования средств на питание; нарушения расходования средств в рамках выполнения муниципального задания, а также другие нарушения законодательства и действующих правовых актов.

2. Контроль за формированием плана финансово-хозяйственной деятельности, выполнением муниципального задания, составлением отчета о его выполнении

Проверки, проводимые в муниципальных автономных и бюджетных учреждениях, традиционно ежегодно занимают весомую долю в контрольной деятельности Контрольно-счетной палаты, так как учреждения данных организационно-правовых форм являются самыми многочисленными в структуре муниципалитета. Спецификой данных проверок является контроль за формированием плана финансово-хозяйственной деятельности, за составлением и выполнением муниципального задания, составлением отчета о его выполнении. Также в ходе таких проверок даже при условии выполнения муниципального задания выявляются случаи нарушений, связанных с неправомерным и с неэффективным расходованием бюджетных средств.

В проверяемом периоде указанные вопросы рассмотрены в составе 6 комплексных проверок в МАУ «Организационно-аналитический центр», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №20», МАУ ДО «Детская школа искусств имени А.А. Алябьева», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №14», МКУ г. Тобольска «Управление административно-хозяйственного обслуживания» и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов». Также данные вопросы изучены и рассмотрены с точки зрения взаимоотношений с учредителями указанных учреждений.

Основные нарушения и недостатки, обнаруживаемые в ходе контрольных мероприятий следующие:

2.1. Проверкой соответствия плана финансово-хозяйственной деятельности установленным требованиям выявлены случаи нарушений:

- не составлены обоснования (расчеты) плановых показателей поступлений доходов от оказания услуг, работ, компенсации затрат учреждений;

- отсутствие необходимых сведений в обоснованиях (расчетах) плановых показателей расходов на оплату услуг, приобретение основных средств и материальных запасов;

- внесены изменения в показатели по поступлениям и выплатам в план финансово-хозяйственной деятельности без обязательного составления соответствующих обоснований (расчетов);

- не соблюдение сроков предоставления информация через официальный сайт об утверждении плана финансово-хозяйственной деятельности и (или) внесения в него изменений;

- общая сумма расходов учреждения на закупки товаров, работ, услуг, отраженная в плане финансово-хозяйственной деятельности, не соответствует общей сумме расходов на закупку товаров, работ, услуг по контрактам (договорам), планируемым к заключению в соответствующем финансовом году.

2.2. Проверкой формирования муниципальных заданий выявлены случаи:

- не соблюдение порядка формирования муниципальных заданий, в части не размещения на официальном сайте информации о нормативных затратах, на основании которых рассчитан размер субсидий;

- нарушение срока размещения сведений через официальный сайт о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), внесении в него изменений, а также о его финансовом обеспечении.

2.3. Проверкой выполнения муниципальных заданий, а также проверкой достоверности данных отчетов о выполнении муниципального задания по оказанию муниципальных услуг установлены случаи:

- нарушение порядка определения объема и условий предоставления из бюджета города субсидий (отсутствуют коммерческие предложения, на основании которых рассчитан необходимый количественный и суммовой объем дополнительного финансирования);

- недостоверный учет количества обучающихся, осваивающих образовательные программы, соответственно, недостоверная отчетность о выполнении муниципального задания;

- нарушения, связанные с ведением журналов посещаемости и успеваемости учеников, что не предоставляет возможным подтвердить выполнение учебного плана, освоение образовательной программы в полном объеме, соответственно, подтвердить достоверность данных отчета о выполнении муниципального задания;

- имеются замечания, связанные с соблюдением порядка предоставления муниципальных услуг по реализации дополнительных общеразвивающих программ» (отсутствуют необходимые документы для приема обучающихся, некорректно ведутся журналы учета работ учебных групп).

Фактов не исполнения показателей количества оказанной услуги меньше планового значения (превышения установленного предельно допустимого предела отклонений от доведенных объемов муниципальным заданием) в отчетном году не установлено.

2.4. Проверкой своевременности сдачи отчетов об исполнении муниципального задания установлен факт отсутствия отметки о сроке сдачи отчета учредителю, в связи с этим, не предоставляется возможности определить своевременность сдачи отчета.

Замечания и нарушения в части формирования плана финансово-хозяйственной деятельности, составления и исполнения муниципального задания, составления отчета о его выполнении приняты в работу руководством муниципальных автономных учреждений и должностными лицами отраслевых органов Администрации города – учредителей данных учреждений.

3. Контроль за соблюдением установленного порядка управления, распоряжения, учета и обеспечения сохранности муниципального имущества

В соответствии с утвержденным планом работы, по данному направлению деятельности Контрольно-счетной палатой проведены мероприятия в рамках 8 комплексных проверок, в том числе по вопросам эффективности использования муниципального имущества.

Всего выявлено нарушений в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью в финансовом выражении – 21 227 тыс.руб., в количественном выражении 57 нарушений (по сравнению с 2020 годом больше на 14% в финансовом и в 1,5 раза в количественном выражении), что свидетельствует о недостаточном внутреннем контроле как со стороны самих учреждений, так и со стороны отраслевых органов Администрации города – учредителей учреждений.

Основные виды и факты выявленных нарушений следующие:

- имеется неиспользуемое (неэксплуатируемое) муниципальное имущество; выявлено имущество, неиспользуемое по прямому назначению в рамках уставной деятельности;

- имеется имущество, не учитываемое по данным бухгалтерского учета, и не числящееся на балансе;

- нарушения в части проведения инвентаризации основных средств и материальных запасов и оформления ее результатов, имеются случаи не проведения инвентаризации, проведения не в полном объеме, и не подтверждения данных о наличии остатков на счетах бухгалтерского учета;

- несоответствие порядковых инвентарных номеров на объектах муниципального имущества данным бухгалтерского учета;

- несоответствие наименований объектов недвижимого имущества, указанных в договоре, приказах, актах приема-передачи муниципального Департамента имущественных отношений, наименованиям имущества, указанным в свидетельствах о государственной регистрации права и данным бухгалтерского учета;

- не соответствие балансовой стоимости нефинансовых активов (основных средств), числящихся по данным бюджетного учета, стоимости муниципального имущества, переданного на праве оперативного управления;

- не предоставление (или не соблюдение сроков предоставления) сведений о приобретении учреждениями имущества для его закрепления на праве оперативного управления в Департамент имущественных отношений;

- недостоверный учет имущества, находящегося на балансе учреждения;

- несоответствие характеристик объектов (аварийных квартир, изъятых у собственников) в реестре муниципальной собственности и бухгалтерском учете, а также характеристик объектов в документах технической инвентаризации и в ЕГРН;

- нарушение порядка списания муниципального имущества, в т.ч. в части снятия с учета, приходования возвратных материальных ценностей, утилизации вторичного сырья;

- нарушение порядка передачи в субаренду муниципального недвижимого имущества и земельного участка;

- установлено несоответствие площадей нежилого здания при сопоставлении документов (технических паспортов) до и после проведения капитального ремонта, а также при визуальном осмотре;

- отсутствуют документы по государственной регистрации прав пользования земельными участками, на которых расположены муниципальные помещения и нежилые строения, переданные в оперативное управление автономному учреждению;

- одно из нежилых помещений, занимаемых автономным учреждением, требует капитального ремонта;

- установлен факт использования нежилого помещения автономного учреждения сторонней организацией (другим муниципальным учреждением) на основании договора безвозмездного пользования, при этом договор на возмещение коммунальных услуг, эксплуатационных расходов и расходов по содержанию объекта не заключен, указанные расходы не возмещались;

- нарушения в учете договоров аренды и безвозмездного пользования на забалансовых счетах автономного учреждения;

- учреждением не осуществлен надлежащий контроль за сохранностью и использованием по назначению нежилых помещений;

- неэффективное использование арендованного имущества (помещения).

Необходимо отметить, что фактов недостач муниципального имущества (фактического отсутствия, не предъявления при проверке основных средств и материальных запасов) при проведении проверок в 2021 году не выявлено, что свидетельствует о проделанной работе и принятых мерах в данной части.

Все выявленные нарушения и недостатки приняты должностными лицами объектов проверок к устранению и учтены в работе. Полное устранение всех нарушений находится на контроле Контрольно-счетной палаты и Департамента имущественных отношений.

4. Аудит закупок, контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг

Контрольно-счетной палатой в большинство программ комплексных контрольных мероприятий включаются вопросы аудита в сфере закупок в установленных законом случаях (при проверках органов местного самоуправления, отраслевых органов Администрации города, казенных и бюджетных учреждений), а также вопросы соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг (при проверках автономных учреждений и унитарных предприятий). Таким образом, сфера закупок проверяется как одна из составляющих деятельности объекта контроля.

Аудит закупок, а также аналогичные мероприятия в отношении закупок отдельными видами юридических лиц, в 2021 году осуществлялся в составе 8 комплексных и 2 тематических контрольных мероприятий, а также 3 экспертно-аналитических мероприятий (объекты проверки – департаменты Администрации города, казенные и автономные учреждения, унитарное предприятие).

Основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе этих проверок:

- отсутствие своевременной актуализации Положения о закупке товаров, работ, услуг в соответствии с действующим законодательством;

 - несоблюдение установленных требований при формировании плана закупок;

- нарушение требований гражданского законодательства, предъявляемых к заключаемым договорам;

- не определен размер крупной сделки, совершаемой с предварительного одобрения Наблюдательного совета автономного учреждения;

- несоблюдение законодательства в части совершения крупных сделок, сделок с ограничениями;

- нарушение в приказе о возложении обязанностей контрактного управляющего;

- отсутствие обоснования цены контракта;

- не соблюдения сроков перечисления денежных средств за поставку товара;

- не отражение в контрактах обязательных условий;

- подрядчиком допущена просрочка выполнения работ по контракту, нарушены сроки предоставления документов (КС-3), а также подрядчиком не предоставлено продление срока действия банковской гарантии;

- не размещение или размещение с нарушением сроков в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с действующим законодательством;

- нарушения условий реализации контрактов, в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту, сроков предоставления актов выполненных работ, своевременность применения штрафных санкций к подрядным организациям, не соблюдающим условия, предусмотренные контрактами, оплата аванса сверх размеров, установленных договорами.

В отчетном периоде при проведении 4 контрольных мероприятий выявлены шесть фактов нарушений, имеющих признаки административных правонарушений, связанные с несоблюдением требований законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг, и предусмотренных ч.1.4 ст.7.30, ч.4 и ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ (по которым срок привлечения к административной ответственности не истек). Информация о принятых мерах по указанным нарушениям изложена в пункте 10 раздела II настоящего отчета. Кроме того, при проведении 2 контрольных мероприятий выявлены нарушения, при которых срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ (один год) истек.

Совершенствование методов проверок законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки в рамках проведения аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, включая анализ и оценку результатов достижения целей осуществления закупок, является для Контрольно-счетной палаты города Тобольска одним из приоритетов в дальнейшей деятельности.

5. Контрольные мероприятия, связанные с исчислением и поступлением доходных источников бюджета города

В 2021 году проведена проверка правильности начисления, полноты и своевременности поступления в бюджет администрируемых доходов в Департаменте градостроительства и землепользования Администрации города Тобольска.

При проверке правильности начисления и полноты поступления администрируемых Департаментом доходов установлено занижение площади переданного по договору аренды земельного участка, в связи с чем произведено недоначисление арендной платы.

При проверке осуществления претензионно-исковой работы установлены случаи:

- несоблюдения сроков подготовки претензий и отсутствия досудебной работы в части подготовки претензий;

- несоблюдения сроков при осуществлении контроля почтовых отправлений в адрес должников;

- несоблюдения сроков подготовки искового заявления по арендаторам, имеющим задолженность;

- нарушения при организации и ведении работы с органами службы судебных приставов по исполнению судебных решений.

В ходе проверки проведены осмотры земельных участков, переданных в аренду и по которым имелась задолженность по арендным платежам и за проверяемый период оплата не производилась, при этом установлены случаи неиспользования земельных участков арендаторами, имеющими задолженность по арендной плате, а также отсутствия за проверяемый период работы Департамента с судебными приставами по данным арендаторам.

При проверке соблюдения оснований для признания безнадежной к взысканию задолженности по арендной плате и соблюдения порядка ее списания, установлено нарушение сроков отражения в регистрах бухгалтерского учета факта хозяйственной жизни (позже даты его совершения).

Выявленные нарушения и недостатки приняты должностными лицами к устранению и учтены в работе.

Контрольно-счетная палата отмечает: несмотря на то, что имеются отдельные нарушения и недостатки, связанные с осуществлением Департаментом функций администрирования доходов бюджета, ситуация в данной сфере улучшилась по сравнению с предыдущей проверкой, и в целом обеспечено стабильное исполнение бюджета города по доходам, а также перевыполнение доходной части бюджета.

6. Контроль за организацией и ведением бюджетного учета, формированием и предоставлением бюджетной отчетности

6.1. Внешние проверки годового отчета об исполнении бюджета города Тобольска и бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2020 год.

В отчетном году в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», нормативными правовыми актами города Тобольска Контрольно-счетной палатой обеспечивался контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления ежеквартальной бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее по тексту ГАБС). Проведены внешние проверки отчета об исполнении бюджета города Тобольска и годовой бюджетной отчетности за 2020 год всех одиннадцати ГАБС: Администрации города Тобольска, Тобольской городской Думы, Контрольно-счетной палаты, Департамента городской среды, Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности, Департамента имущественных отношений, Департамента градостроительства и землепользования, Департамента финансов, Департамента по образованию, Департамента по культуре и туризму, Департамента по физической культуре, спорту и молодежной политике.

По результатам проверок годового отчета об исполнении бюджета города Тобольска и годовой бюджетной отчетности ГАБС составлено 11 актов. Факты неполноты и недостоверности годового отчета не выявлены, показатели годового отчета соответствуют показателям исполнения бюджета города Тобольска за 2020 год.

В результате внешних проверок бюджетной отчетности ГАБС установлены отдельные нарушения требований Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 №191н в части составления годовой бюджетной отчетности. Нарушения и замечания, отраженные в актах внешней проверки годовой бюджетной отчетности отдельных ГАБС, не повлияли на оценку достоверности обобщенных путем суммирования одноименных показателей консолидированного отчета об исполнении бюджета города Тобольска за 2020 год, но являлись основанием для принятия указанных замечаний к сведению с целью повышения качества предоставляемой бюджетной отчетности главными администраторами бюджетных средств.

6.2. Контроль за соблюдением правил бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности при проведении комплексных проверок.

Указанные сферы деятельности объектов контроля проверяются при проведении комплексных контрольных мероприятий, при этом в 2020 году выявлено нарушений в стоимостном объеме 119 131 тыс.руб., в количественном 126 нарушений, что свидетельствует о необходимости руководителям отраслевых органов и учреждений обратить внимание на данный сегмент деятельности.

При проведении комплексных проверок обращают на себя внимание нарушения и недостатки Учетной политики, самостоятельно разрабатываемой и утверждаемой департаментами и учреждениями, в части:

- не соответствия ее установленным требованиям нормативных правовых актов, полноты состава Учетной политики, ее актуальности и своевременности внесения в нее изменений;

- не размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет основных положений Учетной политики и копии документов Учетной политики, а также нарушение установленных сроков размещения.

Данные нарушения установлены в шести проверках.

Также контрольными мероприятиями отмечены следующие нарушения:

- нарушения при отражении в бюджетном (бухгалтерском) учете главного распорядителя бюджетных средств операций по предоставлению субсидий подведомственным автономным учреждениям;

- нарушения и замечания, связанные с проведением инвентаризации имущества и финансовых обязательств, а также с правильностью оформления материалов инвентаризации (имеются также случаи не проведения годовой инвентаризации и не подтверждения данных о наличии остатков на счетах бухгалтерского учета;

- в бухгалтерском учете не отражен факт хозяйственной жизни (замена системных блоков), не увеличена стоимость модернизированных объектов;

- в связи с изменением стоимости имущества не предоставлены в Департамент имущественных отношений сведения о числящихся в оперативном управлении основных средствах после проведенной модернизации;

- нарушение порядка отражения операций в рамках исполнения договоров на счетах бухгалтерского учета;

- отдельные нарушения в бухгалтерском учете операций, нарушения в применении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;

- несоответствие количества фактически созданных объектов после выполнения работ по договору данным бухгалтерского учета;

- объект фактически сформирован без учета имущества ранее переданного приказом Департамента имущественных отношений (только по стоимости монтажа, без учета стоимости подлежащего устройству имущества), формирование стоимости основного средства произведено без специально предназначенного бухгалтерского счета «Вложения в основные средства», без учета всех затрат на создание объекта основных средств;

- не приняты меры к своевременному и полному взысканию сумм просроченной дебиторской задолженности, по недопущению образования кредиторской задолженности;

- не правильное отражение средств субсидии в бухгалтерском учете;

- не начислены и не отражены в бухгалтерском учете доходы от субаренды;

- не отражение в бухгалтерском учете операции, связанной с начислением и выплатой стипендии одаренным детям, а также неверным применением бюджетной классификации;

- нарушение порядка отражения операций в рамках исполнения договоров на счетах бухгалтерского учета;

- вновь созданные по итогам выполненных работ по контракту контейнерные площадки не приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств;

- несоответствие стоимости земельного участка по данным бухгалтерского учета и по кадастровой стоимости;

- отдельные нарушения порядка составления годовой бухгалтерской отчетности;

- жилые помещения и многоквартирные жилые дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, не учитываются в составе муниципальной казны и не отражены в бухгалтерском учете;

- произведено необоснованное начисление амортизации на жилые помещения, признанные аварийными, и отнесено на расходы учреждения;

- не отражены в бухгалтерском учете принятые и исполненные обязательства в части заключаемых договоров (соглашений) с физическими лицами (собственниками жилых помещений, признанных аварийными) по обменным операциям;

- несоответствие характеристик объектов (аварийных квартир, изъятых у собственников) в реестре муниципальной собственности и бухгалтерском учете, а также характеристик объектов в документах технической инвентаризации и в ЕГРН;

- не отражены в бухгалтерском учете хозяйственные операции по предоставлению и возврату объектов муниципальной казны в части заключаемых и расторгаемых договоров социального найма жилого помещения с гражданами, проживающими в аварийных жилых помещениях, и хозяйственных операций по предоставлению им «новых квартир» взамен аварийных на условиях социального найма;

- несвоевременное отражение в регистрах бухгалтерского учета первичных документов о выполненных работах (раньше даты подписания акта выполненных работ);

- нарушение при составлении инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) по объектам нефинансовых активов;

- не подтверждены данные о наличии остатков на счетах бюджетного учета;

- нарушения кассовой дисциплины в части своевременности сдачи наличных денежных средств в банк для зачисления указанных сумм на банковский счет;

- иные нарушения бухгалтерского учета.

Все указанные нарушения и замечания приняты должностными лицами проверяемых объектов к устранению и к учету в дальнейшей работе.

7. Проверки в муниципальных унитарных предприятиях

В 2021 году проведено две проверки в муниципальных унитарных предприятиях – в МУП «Паритет» (проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности) и в МУП «Дом радио» (проверка выполнения ранее выданного предписания).

7.1. В ходе проверки МУП «Паритет» установлено:

-несоответствие Устава Предприятия действующему законодательству в части несоответствия видам деятельности, фактического адреса, условия перечисления части прибыли от использования имущества предприятия;

- несоблюдение законодательства в части совершения крупных сделок, сделок с ограничениями, осуществления заимствований; отсутствие согласования указанных сделок с Учредителем;

- несоблюдение гражданского, иного законодательства и Устава предприятия - в части внесения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц; создания резервного фонда предприятия; согласования Учредителя о принятии на работу в отношении главного бухгалтера;

- нарушения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг;

- нарушения трудового законодательства и локальных нормативных актов, связанных с начислением заработной платы, в части:

своевременности выплаты заработной платы работникам, начисления денежной компенсации за задержку выплат, причитающихся работникам;

определения порядка ведения суммированного учета рабочего времени и обеспечения оплаты сверхурочной работы;

начисления заработной платы работникам с нарушениями, в т.ч. приведшими как к ее завышению, так и занижению; отнесение расходов на премирование (которые должны производиться за счет прибыли) на расходы на оплату труда;

заключения трудового договора, соблюдения обязательных условий трудового договора;

ведения учетной документации по учету труда и его оплаты, учета рабочего времени, правильности формирования штатного расписания и табеля учета рабочего времени;

- нарушение порядка ведения кассовых операций, в части своевременности сдачи наличных денежных средств в банк для зачисления указанных сумм на банковский счет;

- нарушение законодательства, связанное с переводом долга населения по услугам за обслуживание лифтов и домофонов в многоквартирных домах третьему лицу, принявшему долг населения;

- невыполнение обязанностей по перечислению в бюджет части прибыли предприятия, не отражение в бухгалтерском учете задолженности;

- необоснованное расходование средств на проведение корпоративных мероприятий, ремонт транспортного средства, не учитывающегося на балансе предприятия, на услуги сотовой связи, на оплату аренды земельного участка срок действия договора которой истек;

- неэффективное расходование средств, связанных с содержанием арендованного погрузчика;

- нарушение при выполнении и приемке работ по ремонту помещения, в части не подтверждения фактов хозяйственной жизни;

- не приняты меры к своевременному и полному взысканию сумм просроченной дебиторской задолженности (более одного года), по недопущению образования кредиторской задолженности;

- нарушения, связанные с расходованием средств субсидии, предоставленной предприятию из бюджета города:

в части правильности отражения средств субсидии в бухгалтерском учете,

не возвращены в бюджет неиспользованные целевые средства субсидии в соответствии с Порядком предоставления субсидий в целях возмещения затрат управляющих организаций по капитальному ремонту многоквартирных домов;

- нарушения и недостатки, связанные с соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в хозяйственном ведении предприятия:

не используется нежилое помещение по целевому назначению;

не обеспечена полнота и правильность учета муниципального имущества на соответствующих счетах бухгалтерского учета, правильность отражения в регистрах бухгалтерского учета остаточной стоимости недвижимого имущества, не отражены в установленном порядке на забалансовых счетах арендованные основные средства;

- списаны транспортные средства, при этом не сняты с учета в ОГИБДД и не утилизированы; при осмотре выявлено отсутствие передней части одного автомобиля (двигатель с навесным оборудованием, радиатор, бампер, фары, капот, крылья), при этом в бухгалтерском учете не отражены доходы в виде запасных частей от выбывшего транспортного средства, таким образом не обеспечена сохранность муниципального имущества; во время проверки представлены документы, подтверждающие утилизацию транспортных средств и перечисление в доход бюджета города денежных средств, полученных от сдачи металлолома, однако, в ходе повторного осмотра установлено, что вышеуказанные транспортные средства фактически не утилизированы;

- выявлено имущество, не учитывающееся в бухгалтерском учете предприятия, а также неиспользуемое (неэксплуатируемое) муниципальное имущество;

- нарушение установленного порядка при передаче в субаренду недвижимого муниципального имущества (помещения, фактически занимаемого предприятием) и земельного участка (под размещение металлических гаражей);

- не начислены и не отражены в бухгалтерском учете доходы, получаемые от сдачи в субаренду земельного участка под размещение металлических гаражей.

7.2. В ходе проверки МУП «Дом радио» установлено:

- в устав предприятия не внесены изменения в части осуществления отдельных прав собственника имущества;

- не устранены нарушения трудового законодательства в части заключения трудовых договоров, не соблюдены требования Правил внутреннего трудового распорядка, не утверждена в составе формы учетной политики ведомость по расчету заработной платы работников предприятия с обязательными реквизитами, не разработан порядок ведения суммированного учета рабочего времени;

- не обеспечено полное и достоверное заполнение путевых листов согласно установленным требованиям, в связи с чем установить фактическое количество расхода топлива и определить соответствие количества списанного топлива установленным нормам не представляется возможным;

- тоже касается техники, нормы расхода топлива которой установлены в моточасах: в путевых листах отсутствует информация о количестве моточасов, иной документ подтверждающий количество моточасов работы трактора, соответствующий количеству списанного ГСМ, отсутствует, прибор измерения «моточасов» не ведет учета отработанного времени в часах;

- при осмотре гаража, находящегося в муниципальной собственности и закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, установлено наличие двух единиц техники, не числящихся на балансе предприятия;

- при осмотре арендованного помещения (под размещение радиоузла) установлено, что часть помещений не используются по назначению в рамках уставной деятельности, имеется наличие не исправной не принадлежащей предприятию техники.

8. Другие вопросы контроля

8.1. Соответствие учредительных документов установленным требованиям.

При проверке в муниципальном автономном учреждении установлены нарушения и замечания применительно к учредительным документам, в частности:

- в уставе учреждения отсутствуют сведения по освоению учащимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области архитектурного искусства;

- в уставе учреждения отражена не полная информация о местонахождении учреждения (указан не полный перечень мест оказания образовательной деятельности);

- в лицензии на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по подвиду дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых» отсутствует полный перечень мест оказания образовательных услуг.

Необходимо отметить, что муниципальными учреждениями (объектами проверок в 2021 году) и их учредителями учтены озвучиваемые ранее Контрольно-счетной палатой замечания применительно к уставам, в части их соответствия требованиям действующему законодательству, и предложения по их анализу и актуализации. В отчетном году подобные замечания установлены только при проведении одной проверки.

8.2. Соблюдение порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы, а также правильности составления и утверждения бюджетной росписи.

Установлены следующие нарушения в этой части:

- отсутствуют (не составлены) обоснования (расчеты) к бюджетной смете;

- необоснованно внесены изменения в бюджетную смету;

- обоснования (расчеты) к бюджетной смете и изменения к бюджетной смете не утверждены, не имеют даты составления, не имеют подписи и расшифровки подписи должностного лица, составившего документ, не оформлены соответствующим образом (как приложение к бюджетной смете);

- плановые сметные показатели обоснований (расчетов) не соответствуют показателям сметы;

- бюджетная смета с учетом внесенных в нее изменений утверждена не в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств (имеются отклонения по сумме, по бюджетной классификации);

- утверждение сметы осуществлено позднее установленного срока (десяти рабочих дней со дня доведения лимитов бюджетных обязательств);

- в бюджетной смете и изменениях к ней отсутствует код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);

- отсутствуют отметки о принятии бюджетной сметы учреждения и обоснований к ней главным распорядителем бюджетных средств, в связи с чем не представляется возможным проверить соблюдение установленных сроков;

- отсутствует (не составлен и не утвержден) нормативный акт, регламентирующий составление и ведения бюджетной росписи;

- не соблюдены сроки предоставления информация через официальный сайт об утверждении бюджетной сметы и (или) внесения в него изменений;

- не утверждена бюджетная роспись в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;

- отсутствует информация об утверждении бюджетной росписи, о дате утверждения, о должностном лице, утверждающем бюджетную роспись;

- внесены изменения в бюджетную смету без внесения изменений в бюджетную роспись.

8.3. Программно-целевой метод формирования и исполнения бюджета.

Проверки правомерности и результативности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию муниципальных программ, в 2021 году осуществлялся Контрольно-счетной палатой в форме рассмотрения отдельных вопросов при проведении комплексных проверок.

Также в отчетном периоде в Департаменте имущественных отношений Администрации города Тобольска была проведена проверка законности и эффективности использования бюджетных средств при реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в ходе которой выявлены отдельные нарушения и недостатки:

- недостатки, связанные с направлением уведомлений гражданам, проживающим в аварийных домах, о принятом решении о признании занимаемых ими жилых помещений непригодными для проживания и необходимости предоставления документов для включения в план переселения;

- недостатки, связанные с направлением уведомлений собственникам жилых помещений, подлежащих изъятию, о принятом решении об изъятии земельного участка с приложением проекта соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд и необходимых документов;

- отсутствие актуальной информации о снесенных объектах в сведениях, размещенных на сайте Реформа ЖКХ;

- другие замечания.

8.4. Контроль за порядком предоставления и расходования средств субсидии, предоставленной в рамках реализации муниципальной программы (проекта) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Результаты проверки данного вопроса в ходе контрольного мероприятия показали, что:

- смета на реализацию программы (проекта) составлена не корректно;

- отчет о выполнении мероприятий по реализации программы (проекта) составлен не в соответствии с первичными документами;

- отсутствуют (не отражены в отчете) первичные документы получателя субсидии о направлении собственных средств на реализацию программы (проекта);

- уполномоченным органом (главным распорядителем бюджетных средств) не проведена камеральная проверка соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления средств субсидии на реализацию программы (проекта).

Необходимо также отметить выявляемые при проверках недостатки местной нормативной правовой базы, которые приводят (могут привести) к неоправданным расходам, занижению доходов, неэффективному управлению и распоряжению муниципальной собственностью, а также к двоякому толкованию при практическом применении.

Указанные замечания приняты во внимание должностными лицами органов местного самоуправления, отраслевых органов Администрации города и муниципальных учреждений, что выразилось в организации работы по подготовке новых нормативных правовых актов и актуализации действующих.

9. Контроль за исполнением требований предписаний и представлений Контрольно-счетной палаты

В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой максимально использовались все предоставленные действующим законодательством возможности по устранению нарушений. Часто эффект от принятых мер был получен непосредственно в ходе проведения контрольных мероприятий, так часть нарушений и замечаний была устранена соответствующими должностными лицами объектов проверок до окончания мероприятий.

Всем проверенным отраслевым органам Администрации города, муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям были направлены предложения для принятия конкретных мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также установлен контрольный период для исправления нарушений.

Контроль за выполнением требований и предложений, вынесенных по итогам проверок и отраженных в предписаниях и представлениях, осуществлялся в постоянном режиме.

Из направленных в прошедшем году 8 представлений и 4 предписаний:

- выполнено в установленные сроки – 4 представления,

- не выполнено (срок выполнения не наступил), выполнено не полностью, принимаются меры по устранению - по 4 предписаниям и 4 представлениям.

По результатам рассмотрения материалов проверок и информаций изданы правовые акты, проведены служебные проверки.

К дисциплинарной ответственности за отчетный период привлечено 17 должностных лиц.

В течение 2021 года устранено нарушений на сумму 266 430 тыс.руб. (с учетом нарушений по мероприятиям, проведенным в предшествующих отчетному периодах), в том числе:

- взыскано – 2 101 тыс.руб.,

- исправлено путем бухгалтерских проводок (восстановлено в учете, принято к учету, списано) – 49 611 тыс.руб.,

- исправлено путем принятия правовых актов, подтверждения расходов – 214 717 тыс.руб..

В течении года, по состоянию на 01.01.2021 снято с контроля 6 представлений и 5 предписаний.

В рамках устранения нарушений по 4 предписаниям (представлениям) производилось удержание из заработной платы должностных лиц сумм неправомерно израсходованных средств. По 7 предписаниям (представлениям) возврат в бюджет осуществлялся за счет приносящей доход деятельности учреждений. По 1 предписанию произведено взыскание штрафных санкций и пени со сторонней организацией. По 1 представлению начислены и взысканы с арендатора недополученная в бюджет арендная плата.

В отчетном периоде Контрольно-счетная палата контролировала выполнение 9 предписаний, вынесенных, но не исполненных в предыдущие годы (2020 г. – 6, 2019 г. – 1, 2018 г. – 1, 2017 г. – 1). В 2021 году устранено нарушений по результатам контрольной за предыдущие годы – 56 597 тыс.руб., в т.ч. взыскано – 943 тыс.руб..

Длительность мероприятий по устранению отдельных нарушений, выявленных в предыдущие годы, связана в основном с имущественными правоотношениями, разработкой правовых актов, а также с возмещением средств за счет приносящей доход деятельности автономных учреждений согласно установленных графиков.

Полное устранение выявленных нарушений в 2021 году и в предыдущие годы, а также выполнение предложений Контрольно-счетной палаты находится на контроле в 2022 году.

Одной из форм контроля за исполнением требований ранее вынесенных предписаний и представлений Контрольно-счетной палаты является проведение контрольных мероприятий в виде так называемых «повторных» выездных проверок. В 2021 году проведено одно такое контрольное мероприятие в МУП «Дом радио». Результаты проверки показали, что руководством указанного предприятия приняты меры по устранению ранее выявленных нарушений и замечаний, однако требования предписания в полном объеме не были исполнены (не устраненные нарушения указаны в разделе 7 настоящего отчета), в связи с чем руководителю предприятия внесено представление.

10. Административная практика

В ходе контрольных мероприятий в 2021 году Контрольно-счетной палатой были выявлены нарушения, содержащие признаки административных правонарушений:

10.1. В рамках своих полномочий в 2021 году Контрольно-счетной палатой составлено 3 протокола по привлечению к административной ответственности за нарушения в соответствии с КоАП РФ по ч.2 ст.15.15.7 «Нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Установленная совокупность нарушений в части несоблюдения требований Бюджетного кодекса РФ, Приказа Минфина России от 14.02.2018 № 26н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений», которая повлекла за собой привлечение к административной ответственности соответствующих должностных лиц отражена в пункте 8.2 раздела II настоящего отчета.

В результате – по постановлениям мировых судей приняты решения о привлечении к административной ответственности должностных лиц по всем 3 составленным протоколам: при этом указанными решениями трем должностным лицам назначен штраф по 10 тыс.руб., всего назначено штрафов на 30 тыс.руб..

Также в 2021 году взыскана задолженность по административному штрафу, назначенному в 2020 году, в размере 15 тыс.руб. и произведено перечисление в бюджет города.

Необходимо отметить, что при проверке в МУП «Паритет» установлено нарушение, содержащее признаки состава административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов», однако срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, составляет всего 2 месяца (в данном случае он истек).

10.2. В отчетном периоде при проведении 5 контрольных мероприятий выявлены факты нарушений, имеющих признаки административных правонарушений, связанные с несоблюдением требований законодательства РФ о закупках товаров, работ, услуг, а также в сфере лицензирования деятельности, и предусмотренных ч.1.4 ст.7.30, ч.4 и ч.5 ст.7.32.3, ч.2 ст.19.20 КоАП РФ (с не истекшим сроком привлечения к административной ответственности). Указанные материалы (проверки МУП «Паритет», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №20», МАОУ ДО «Детская школа искусств имени А.А.Алябьева», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №14», МКУ г.Тобольска «Управление административно-хозяйственного обслуживания») направлены, в соответствии с заключенным Соглашением, в Тобольскую межрайонную прокуратуру. По материалам 3 проверок уполномоченным органом возбуждено 3 дела об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 3 должностных лица (назначены штрафы 2 тыс.руб., 2 тыс.руб. и 15 тыс.руб., всего 19 тыс.руб.).

III. Экспертно-аналитическая, информационная и иная деятельность

1. В рамках экспертно-аналитической деятельности, осуществляемой в соответствии с полномочиями, предусмотренными в Положении о Контрольно-счетной палате города Тобольска, Положении о бюджетном процессе в городе Тобольске, иных нормативно-правовых актах Тюменской области и города Тобольска, Контрольно-счетной палатой проведено 99 мероприятий, в том числе:

1.1. Одно мероприятие проведено по обращению Главы города: «Проверка законности и эффективности выполнения муниципальных контрактов на ликвидацию несанкционированных свалок, сноса аварийного жилья, в части захоронения твердых бытовых отходов на территории объекта размещения твердых бытовых отходов, в том числе анализ достоверности документов, подтверждающих их утилизацию».

Пять мероприятий проведено по поручению Тобольской межрайонной прокуратуры:

- «Проверка исполнения требований законодательства при заключении и исполнении муниципального контракта на оказание услуг по авторскому надзору»;

- «Проверка исполнения требований законодательства по факту нарушений законодательства при строительстве Базарной площади в г.Тобольске»;

- «Анализ причин неисполнения мероприятий, а также неполного освоения бюджетных средств в 2020 году по муниципальным программам»;

- «Анализ соблюдения требований законодательства при расходовании средств субсидии на реализацию национального проекта «Демография»»;

- «Проверка формирования и исполнения муниципальных контрактов на предмет соблюдения требований Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ».

По итогам мероприятий подготовлены заключения, в которых в том числе отмечено наличие либо отсутствие нарушений и недостатков, и которые направлены соответствующему адресату.

1.2. Одно мероприятие связано с проведением внешней проверки отчета об исполнении бюджета города Тобольска и подготовкой экспертного заключения о проведении внешней проверки отчета об исполнении бюджета города Тобольска.

1.3. Одно мероприятие осуществлено в рамках полномочий Контрольно-счетной палаты по итогам обсуждений вопроса на заседании постоянной депутатской комиссии - «Анализ формирования и исполнения контрактов на содержание и ремонт гидротехнических сооружений».

1.4. Осуществлено 91 мероприятие по оценке и финансово-экономической экспертизе поступивших на заключение Контрольно-счетной палаты

- 33 проектов решений Тобольской городской Думы,

- 14 проектов бюджета города (утверждение бюджета, внесение изменений в бюджет, исполнение бюджета),

- 44 проектов муниципальных программ (утверждение муниципальных программ, внесение изменений в муниципальные программы).

В подготовленных экспертных заключениях содержалось 142 предложения Контрольно-счетной палаты (в т.ч. 15 по совершенствованию бюджетного процесса), из которых 121 учтено при принятии решений.

Как и в предыдущие годы Контрольно-счетная палата в 2021 году придерживалась положительно зарекомендовавшей себя практики проработки проектов нормативных правовых актов с разработчиками на стадии подготовки заключения. Ввиду чего, часть предложений палаты учитывались разработчиками уже на стадии подготовки заключения.

2. Исполнение бюджета.

Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, проведенные в 2021 году, показывают, что в целом бюджетный процесс в городе Тобольске организован на должном уровне. Установленные полномочия участниками бюджетного процесса исполняются в основном надлежащим образом.

Особое место в осуществлении экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной палаты занимает подготовка экспертного заключения на исполнение бюджета города. Подготовке заключения предшествует проведение внешних проверок бюджетной отчетности всех одиннадцати главных администраторов бюджетных средств (отражено в пункте 6 раздела II настоящего отчета) и внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета (пункт 1.2 раздела III настоящего отчета). Экспертное заключение по проекту решения Тобольской городской Думы «Об отчете «Об исполнении бюджета города за год»:

- основывается на результатах внешней проверки;

- содержит вывод о достоверности представленных данных о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также данных об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета;

- содержит анализ доходной и расходной части бюджета, источников погашения дефицита бюджета;

- оценивает исполнение бюджетных полномочий участников бюджетного процесса;

- оценивает качество планирования и исполнения городского бюджета;

- дает оценку состоянию и работе с кредиторской и дебиторской задолженностью;

- содержит оценку соответствия нормативных правовых документов, применяемых в ходе исполнения местного бюджета, Бюджетному кодексу РФ, решению городской Думы о бюджете;

- содержит выводы и предложения Контрольно-счетной палаты по представленному для утверждения городской Думой отчету.

Также в рамках контроля за исполнением бюджета осуществлена подготовка заключений по исполнению бюджета за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев: на основании отчетов об исполнении бюджета, утвержденных Главой города, а также на основании проектов решений Думы об исполнении бюджета за соответствующий период, приложений к нему и прочих документов.

3. Взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными организациями, гражданами.

В течение 2021 года Контрольно-счетная палата взаимодействовала с Администрацией города Тобольска и ее отраслевыми органами, Тобольской городской Думой по вопросам планирования и исполнения бюджета города Тобольска, информирования о результатах проведенных проверок, вынесенных по их результатам предписаниях и представлениях, содержащих конкретные предложения по устранению нарушений и недостатков, контролю за их исполнением.

В Администрацию города, отраслевые органы Администрации города, городскую Думу направлено 38 информационных письма о результатах проверок, вынесенных предписаниях и представлениях, необходимости внесении изменений или дополнений в нормативные правовые акты.

Председатель Контрольно-счетной палаты принимал участие в заседаниях городской Думы и постоянных депутатских комиссий, рабочих и межведомственных комиссий.

Отчет о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты за 2020 год рассмотрен городской Думой в марте 2021 года.

Заслушано на заседаниях городской Думы и постоянных депутатских комиссиях 51 информации Контрольно-счетной палаты об итогах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В 2021 году председатель Контрольно-счетной палаты принимал участие в работе межведомственной Согласительной комиссии для оперативного рассмотрения вопросов, связанных с внесением изменений в сводную бюджетную роспись, всего проведено в отчетном году 4 заседания комиссии с принятием соответствующих решений.

В 2021 году обращений граждан в адрес Контрольно-счетной палаты в рамках приема по личным вопросам не поступало.

В рабочем порядке было организовано взаимодействие с учреждениями и организациями по возникшим вопросам в рамках компетенции контрольно-счетного органа.

4. Взаимодействие с правоохранительными органами. Противодействие коррупции.

В прошедшем году в рамках действующего Соглашения о порядке взаимодействия между Тобольской межрайонной прокуратурой и Контрольно-счетной палатой продолжено сотрудничество по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и пресечением правонарушений в финансово-бюджетной сфере, а также в использовании муниципальной собственности. В соответствии с указанным Соглашением Контрольно-счетной палатой направлялись материалы всех проведенных мероприятий, по результатам рассмотрения которых принимались меры реагирования.

В течение 2021 года от Тобольской межрайонной прокуратуры поступило пять обращений о проведении Контрольно-счетной палатой внеочередных проверок в текущем году. Указанные обращения удовлетворены: проведено пять экспертно-аналитических мероприятий «Проверка исполнения требований законодательства при заключении и исполнении муниципального контракта на оказание услуг по авторскому надзору», «Проверка исполнения требований законодательства по факту нарушений законодательства при строительстве Базарной площади в г.Тобольске», «Анализ причин неисполнения мероприятий, а также неполного освоения бюджетных средств в 2020 году по муниципальным программам», «Анализ соблюдения требований законодательства при расходовании средств субсидии на реализацию национального проекта «Демография»», «Проверка формирования и исполнения муниципальных контрактов на предмет соблюдения требований Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ»). По итогам мероприятий подготовленные заключения направлены в Тобольскую межрайонную прокуратуру.

В соответствии с п.п.21 п.2 Соглашения о порядке взаимодействия между Тобольской межрайонной прокуратурой и Контрольно-счетной палатой города Тобольска ежеквартально направляются копии материалов проверок, проведенных Контрольно-счетной палатой города Тобольска, а материалы, содержащие признаки административных правонарушений, а также правонарушений, требующих оценки правоохранительных органов, направляются незамедлительно для принятия мер прокурорского реагирования.

В 2021 году в целях принятия незамедлительных мер прокурорского реагирования (п.8. ст.16 Федерального закона №6-ФЗ) материалы 9 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлены в Межрайонную прокуратуру. Из них:

- 5 материалов (заключения по итогам 5 экспертно-аналитических мероприятий) – исполненные по поручению Межрайонной прокуратуры;

- материалы 5 проверок, содержащих признаки административных правонарушений, включая материалы 1 проверки для принятия мер прокурорского реагирования.

В 2021 году председатель Контрольно-счетной палаты принимал участие в межведомственных совещаниях в Тобольской межрайонной прокуратуре, где в том числе рассматривались результаты проведенных проверок.

Продолжена работа в составе Совета по противодействию коррупции в городе Тобольске. Информация Контрольно-счетной палаты по контролю за расходованием средств бюджета города и использованием объектов муниципальной собственности за 2020 год заслушивалась на заседании Совета в июне 2021 года.

В рамках реализации Национального плана противодействия коррупции в Контрольно-счетной палате выполняются мероприятия, направленные на принятие эффективных мер по предупреждению, выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению коррупции и конфликта интересов на муниципальной службе, соблюдение муниципальными служащими общих принципов служебного поведения, норм профессиональной этики, обязательств, ограничений и запретов, установленных на муниципальной службе.

5. Взаимодействие с региональными и муниципальными органами финансового контроля. Межмуниципальное сотрудничество.

Годовой отчет о контрольной и экспертно-аналитической деятельности за 2020 год направлены в Счетную палату Тюменской области, Департамент финансов Тюменской области и Уральское представительство Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации, членом которого является Контрольно-счетная палата. Аналитические отчеты о проведенных контрольных мероприятиях в 2021 году ежеквартально направлялась в Департамент финансов Тюменской области.

Как и прежде уделялось внимание в отчетном периоде и развитию межмуниципального сотрудничества. С 2004 года Контрольно-счетная палата является членом Союза МКСО и активно взаимодействует с контрольно-счетными органами других муниципальных образований Российской Федерации, в том числе осуществляется постоянный обмен опытом.

В 2021 году Контрольно-счетная палата одновременно с коллегами из других муниципальных образований приняла участие в едином общероссийском мероприятии - проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2021 годах в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда».

7. Информационное присутствие Контрольно-счетной палаты города Тобольска обеспечено в сети интернет:

- на официальном сайте Администрации города Тобольска (страница «Контрольно-счетная палата города Тобольска») admtobolsk.ru/kontrol/;

- на официальном сайте Тобольской городской Думы (страница «Контрольно-счетная палата») dumatobolsk.ru/kontrolno-schetnaya-palata/;

- на официальном сайте муниципального образования город Тобольск на портале органов государственной власти Тюменской области (страница «Контрольно-счетный орган») tobolsk.admtyumen.ru/mo/Tobolsk/government/control.htm.

В течение 2021 года на указанных информационных ресурсах размещены 4 информации о результатах проведенных контрольных мероприятиях и выявленных при этом нарушениях и недостатках, принятых мерах по выполнению предписаний и представлений, 1 отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты за 2020 год. Кроме того, в течение года в СМИ размещались публикации (сообщения), связанных с информированием Контрольно-счетной палатой депутатов городской Думы о своей деятельности.

IV. Основные задачи на 2022 год

План работы Контрольно-счетной палаты города на 2022 год разработан утвержден в соответствии с полномочиями контрольно-счетных органов, на основе результатов деятельности в предыдущие годы. Основной задачей на планируемый период остается контроль соблюдения принципов законности, эффективности и результативности использования бюджетных средств города на всех уровнях и этапах бюджетного процесса. Особый акцент будет сделан на выявление фактов неэффективного и нерезультативного использования бюджетных средств, а также на выявление системных проблем. В плане работы отражены приоритетные направления контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

Приоритетными направлениями деятельности в текущем году являются:

- осуществление контроля за целевым направлением, эффективностью и результативностью использования бюджетных средств. В ходе запланированных проверок предусмотрен контроль за расходованием средств в социальной сфере, жилищно-коммунальной сфере, муниципальном секторе экономики, в сфере управления;

- контроль в отношении управления и распоряжения муниципальной собственностью, за обеспечением ее сохранности и эффективным использованием; контроль за полнотой исчисления и поступления доходов в бюджет города, в том числе от взыскания имеющейся задолженности. Ввиду наличия рисков снижения налоговых и неналоговых доходов города, это направление деятельности представляется очень значимым и актуальным;

- осуществление аудита в сфере закупок в соответствии с действующим законодательством. В рамках контрольных мероприятий будет проведен анализ достижения целей осуществления закупок за счет средств бюджета города и дана оценка законности, целесообразности, обоснованности и своевременности расходов на закупки, результатов закупок;

- усиление контроля за формированием и реализацией муниципальных программ в различных сферах жизнедеятельности города. Будет уделено особое внимание результативности расходов, осуществляемых в рамках муниципальных программ, а также использованию средств, направленных на внепрограммные мероприятия.

В поле зрения контролеров, как и прежде, остается осуществление контроля за устранением нарушений и недостатков в деятельности проверяемых объектов, выявленных контрольными мероприятиями, проведенными в 2021 году.

В рамках полномочий Контрольно-счетной палаты и при наличии оснований будет продолжена работа по составлению административных протоколов в отношении объектов контроля, их должностных лиц.

Будет уделено внимание вопросам дальнейшей регламентации и стандартизации деятельности Контрольно-счетной палаты, в том числе с учетом новых полномочий, установленных Федеральным законом от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также практического применения Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего муниципального финансового контроля.

Достижение намеченных целей неразрывно связано с эффективностью деятельности Контрольно-счетной палаты:

- за счет совершенствования научно-методологического, правового, информационного обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности;

- развития методологии, направленной на повышение надежности и качества финансового контроля;

- поддержания и дальнейшего развития кадрового, организационного, материально-технического потенциала;

- тесного взаимодействия с органами местного самоуправления города Тобольска;

- развития сотрудничества с контрольно-счетными органами Уральского федерального округа и муниципальными контрольно-счетными органами Российской Федерации.